Обращения потребителей за юридической помощью в Агентства права "M&J"
В настоящее время в юридическое агентство «M&J» обращаются многие потребители, требующие от авиакомпаний полного возмещения им потраченных на приобретение билетов средств. Дело в том, что сейчас все авиаперевозчики отказываются от совершения рейсов. Основания для отказа объединены единственной причиной – вирус COVID-19, начавшийся в КНР и распространившийся по миру с ураганной скоростью.
Воздушный Кодекс РФ
Кодекс РФ в отношении авиаперевозок регулируется частью 1 ст. 108, где указывается, каким образом, возможно получить возмещение по возвращенным билетам. Приобретение авиабилета конкретным клиентом означало, по сути, заключение договора между ним и авиакомпанией, осуществляющей перелет до места назначения. И вполне вероятно, что стороны могли не знать обо всех обстоятельствах, способных помешать перевозчику осуществить свои непосредственные обязательства. В соответствии со статьей 451 Гражданского Кодекса РФ, любая причина последующего расторжения может признаваться существенной для изменения или прекращения договора. И основанием, препятствующим расторжению, вовсе не может считаться непредсказуемость события.
У кого есть право на расторжение
Получается, что любой человек, который приобрел у авиакомпании билеты на отмененный впоследствии рейс, имеет право расторгнуть договор на перевозку и потребовать возмещения понесенного ущерба. Гражданский Кодекс признает обоснованность прекращения действия договора на оказание услуг, исходя из требований клиента и в случае существования следующих условий:
- в момент подписания договора (т.е. покупки билета) обе стороны договорных отношений подразумевали, что подобного изменения не произойдет;
- произошедшие изменения вызваны невозможностью их избежать или преодолеть;
- выполнение обязанностей по договору могло повлечь за собой крайне нежелательные последствия как для одной, так и для другой стороны договора;
- договором вовсе не предусмотрено, что заинтересованная сторона непременно должна принимать на себя весь риск, возникающий при изменении обстоятельств.
Кто может вынести решение
Если в досудебном порядке сторонам не удастся полюбовно решить сложившуюся ситуацию, и разрешение вопроса перейдет в ведение судебной инстанции, то именно суду вменяется в обязанность «разрулить» ситуацию с максимально справедливым распределением обязательств между сторонами. То есть, по причине вступивших в силу ограничений на авиасообщение между отдельными государствами и даже городами в пределах одного государства, всем потребителям с уже недействительными авиабилетами на руках настоятельно рекомендуется обращаться к перевозчику с предложением досудебного решения вопроса, связанного с потраченными на несостоявшийся перелет средствами, обосновывая свое предложение статьей 451 ГК РФ. В случае получения от авиакомпании отказа в возмещении выплаченных средств за невозвратный (в обычных условиях) билет, потребитель может обратиться в суд для получения возмещения от перевозчика, так и не выполнившего свои обязательства, предусмотренные договором.
Образцы заявлений
Образец претензии потребителя о требуемом им расторжении договора на невыполненные услуги перевозки, выполнение которых могло повлечь за собой причинение вреда здоровью и собственности клиента, доступно для скачивания здесь.
Образец заявления на расторжение договора и возмещение уплаченных денежных средств, а также компенсации причиненного потребителю морального вреда, доступно для скачивания здесь.
Заявление о возмещении потраченных денежных средств на услугу перевозки, которая не была оказана, доступно для скачивания здесь.
Наконец, заявление с требованием расторгнуть договор, необходимость чего вызвана изменением обстоятельств, связанных с повышением риска заразиться новой инфекцией, доступно для скачивания здесь.