Главной головной болью грузовладельца является сохранность груза во время пути, ведь он несет за него ответственность. Есть меры, которые помогают обеспечить охрану перевозимого дорогостоящего груза – сопровождение транспортируемого товара сотрудниками ЧОП/ЧОО. Но иногда и эти меры не помогают и груз теряется. В таком случае, какова будет ответственность охраны за перевозимый груз в случае его утери или кражи.
Груз пропал, будет ли за это отвечать охранная компания
Работа частных охранников контролируется ФЗ о частной охране и детективной деятельности. При изучении закона ничего не было найдено касательно материальной ответственности ЧОПов. Однако такая ответственность есть и указана она в:
- ГК России;
- уставе касательно грузовых ТС;
- Правилах транспортировки грузов ТС.
Она будет возлагаться на перевозчика, который принял груз к транспортировке. Этот факт вам также подтвердит юрист по транспортным перевозкам.
Есть ли возможность возложить ответственность за утерю на ЧОП
Конечно же, есть вариант возложить ответственность в виде оплаты стоимости груза на ЧОО, но только делается это во время заключения договора, который поможет вам оформить юрист по перевозкам грузов. Да только зачастую они соглашаются на работу, уже имея при себе свой собственный договор. В нем либо этого момента нет, либо ответственность за утерю перевозимого товара минимальна. Однако стоит понимать, что если работа охранников была оказано плохо, то заказчик, который ее заказывал вправе потребовать от предприятия занимающего охраной потребовать возмещения причиненных убытков.
При изучении десяти сайтов ЧОП из наиболее популярных, которые выдал Гугл, не нашлось ни одного, где бы говорилось об уплате ущерба касательно стоимости транспортируемого товара после его пропажи, например, произошел грабеж. Хочется отметить что ФГУП «Охрана» Росгвардии начинает охранять груз в момент его взятия под охрану и в случае не обеспечения его сохранности оплачивает стоимость груза.
Охрана перевозимого товара для чего она нужна и кто за него отвечает
В Уставе о грузовых ТС РСФСР было прописано, что транспортировать дорогостоящие товары, картины, драгоценности без охраны строго запрещено. Только вот он уже потерял свою силу еще в 2008 году, после того как вступил новый устав.
В случае пропажи товара во время транспортировки при грабеже вся ответственность ложится на перевозчика. Однако есть и такие ситуации, когда отвечать будут и автоперевозчик, и охранная компания вместе, об этом можно будет узнать при получении юридической консультации по грузоперевозкам. Только вот не факт, что ущерб будет возмещаться пополам, просто исковое заявление будет направлено обеим сторонам.
Как показывает практика, в результате рассмотрения дела материальную ответственность все же понесет перевозчик. Помимо этого ст. 37 Устава грузового ТС РФ запрещает автоперевозчику добавлять в соглашение условия, которые будут уменьшать иди и вовсе устранять ответственность автоперевозчика за транспортируемый груз.
Например, существует дело, которое прошло все судебные инстанции, даже Верховный Суд РФ. Суть дела заключается в том, что перевозчик перевозил сигареты под охраной ЧОП, которых нанял экспедитор. На автомобиль было совершено нападение, в результате чего пропали 97 коробок с сигаретами. Они взломали пломбу вместе с замком на дверце полуприцепа, после совершенного деяния преступники скрылись.
Охранное агентство понесло убытки, но незначительные, остальную часть стоимости украденного товара экспедитору вернула страховая компания. Да только после этого они подали иск в суд с тем, чтобы им возместили ущерб на эту сумму и взяли ее с автоперевозчика в порядке суброгации.
Все суды указали на то, что соглашение, оформленное между перевозчиком и экспедитором, подразумевает, что ответственность за груз до тех пор, пока он не будет сдан, лежит полностью на перевозчике. Так как частное агентство не являлось ни стороной перевозчика, ни экспедитора то признавать его виновным нельзя. Освободить перевозчика от ответственности как уверял юрист по перевозкам, могут лишь те факты, которых он не мог предвидеть и те что не являются стандартными рисками в данном рискованном деле как транспортировка товаров. Все же в конечном итоге с перевозчика взыскали страховку в полной мере.
Таким образом, охранник сопровождающий груз это не гарант того, что с переводчика будет снята ответственность за сохранность перевозимого груза. Именно поэтому не стоит расслабляться до тех пор, пока товар не будет выгружен.