10.09.2021

Взыскание штрафов за простой на погрузках и выгрузках

 Когда можно говорить о простое ТС?

 Бывает, что даже назначенного весьма приличного срока, за который требуется успеть разгрузить машину, грузополучателю недостаточно. Именно тогда и появляется вполне реальный повод говорить о простое ТС, находящегося уже фактически в месте приема товара. Оказывается, что для грузовладельца в этом случае есть некоторый гешефт, ему, в некотором роде, удобно, когда многотонная фура вхолостую стоит на выгрузке. Ведь от него, в таком случае, не требуется в сжатые сроки организовать ускорение функций логистики и не придется переживать о приходе ТС на выгрузку с изрядной задержкой. А это, в свою очередь, не предъявит ему требований, касательно существенного увеличения складского пространства и внесения некоторых изменений, в сторону увеличения, естественно, числа складских сотрудников. Проще говоря, количества грузчиков, каждому из которых ведь придется оплачивать его работу. Наблюдается весьма приятная для грузоотправителя и грузополучателя ситуация – за все время фактического простоя товар находится на сохранении у перевозчика, и материальную ответственность за его полнейшую сохранность несет тоже именно перевозчик.

  Дополнительным удобством грузополучателя и грузоотправителя будет наличие чрезмерного числа диспетчеров, обслуживающих задержавшуюся доставку товаров. Ведь именно на эту категорию работников будет направлен самый серьезный моральный удар, исходящий от перевозчиков. Именно они будут вынуждены принимать на себя весь широкий поток ругани и оскорблений, перемежаемых требованиями немедленно чуть ли не своими силами организовать разгрузку машины. Далеко не все представители данной категории считают себя обязанными вступать в эти никому не нужные переговоры с перевозчиком. Они ограничиваются лишь емким выражением: «Придется постоять, другие же стоят», после чего логично следует сброс телефонной связи. Любой диспетчер вовсе не является тем материально ответственным лицом, которому придется сначала старательно успокаивать взбешенного перевозчика по телефону, а потом еще и выплачивать существенную пеню за простой ТС на выгрузке, по примитивной причине – в накладной могла отсутствовать необходимая запись. Защита Ваших Интересов (6).png

 В их адрес так же вряд ли поступят претензии, касательно отсутствия акта о простое машины. Так что тут сам собой напрашивается вывод: организация, являющаяся документальным посредником любой перевозки, гарантированно будет избавлена от теоретических финансовых потерь, в случае произошедшей задержки. Тут непреложно следует отметить, что вина за неоплату фактического простоя при погрузке или загрузке целиком и полностью лежит на посреднике, отвечающем уже за перевозку товара. Там недосмотрел, тут недоглядел, а в результате не хватает какой-то печати или какого-либо документального акта о передаче привезенного груза. И вот за эту небрежность в контроле над оформляемой документацией обычно и следуют денежные взыскания. Вроде бы все правильно? Зависит от того, с какой стороны рассмотреть.

 Фактическое взыскание штрафов за простой ТС на погрузке или выгрузке привезенного товара представляет собой оплату неустойки, т.е. метод обеспечения грамотного исполнения возложенных обязательств, в упомянутом случае – обязанностей грузополучателя по своевременной выгрузке привезенного на ТС товара.

 Фактический простой выходного дня

 Бытует такое мнение, что простой ТС, находящегося на погрузке или выгрузке в выходной день взысканию не подлежит. Действительно ли с этим дело обстоит именно так?

 Если воспользоваться юридической консультацией по грузоперевозкам, можно прийти к однозначному выводу. Согласно положениям, предусмотренным частью 4 статьи 35 Устава автомобильного транспорта, следует ясное утверждение, что взыскание за фактический простой ТС, находящегося под погрузкой или выгрузкой привезенного товара, рассчитывается исключительно в часах (безотносительно буднего либо выходного дня) и получается (если иная возможная ситуация не является предусмотренной соглашением):

  • 5% от суммы оплаты провоза багажа, в условиях осуществления перевозки, посредством пригородного либо городского сообщения;
  • 1% среднесуточной оплаты за перевозку, посредством междугороднего сообщения, которая всецело определяется в надлежащем соответствии заключенному соглашению и установленному сроку исполнения соответствующей перевозки.

 Иными словами, фактический простой ТС в выходные или праздничные дни не подлежит дифференциации, в соответствии с Уставом автомобильного транспорта. А для определения фактической величины простоя Законодатель совершенно точно руководствовался потребностью в непрерывном движении транспорта, устанавливая настолько строгий период исполнения погрузочно-разгрузочных действий, чтобы исключить вероятность применения движимого транспорта в качестве подвижного склада на колесах.

 Отдельно следует уделить внимание определению размеров пеней, в зависимости от вида транспортного сообщения – городского, пригородного или междугороднего. Для полноценного понимания вида сообщения, следует обратиться к статье 4 упомянутого уже Устава автомобильного транспорта, в которой приведены точные определения разновидности сообщения. Как утверждают юристы по транспортным перевозкам:

  • за городское сообщение воспринимается исключительно транспортировка грузов, без выезда за границы определенного населенного пункта;
  • пригородным сообщением считается исключительно осуществление транспортировки грузов между населенными пунктами, если расстояние между ними составляет до 50 км включительно;
  • междугородное сообщение будет вступать в силу, если расстояние между населенными пунктами, между которыми осуществляется транспортировка, составит более 50 км.

 Если возможность взыскания, в случае фактически лишнего простоя ТС, устанавливается соглашением, условия накладываемой пени можно довольно легко изменять в процессе установки:

- периода, свободного от фактического начисления взыскания (те самые 24 часа, выделяемые на погрузку или разгрузку);

- времени оплачиваемого за счет будущего взыскания ожидания, измеряемого в минутах, часах, сутках либо неделях;

- планируемого размера пени (обычно «золотым стандартом» начисления пени является 1000 рублей за сутки простоя).

 В любом случае, при заключении соглашения, по мнению любого юриста по перевозкам грузов, настоятельно рекомендуется тщательно изучить все скользкие моменты, упомянутые в его содержании. А еще лучше – придерживаться привычной формы соглашения, в которую уже практически невозможно вставить возможную «скользкую» ситуацию. Именно подобная форма соглашения будет гарантированно содержать все устраивающие вас условия. Данный момент не является вымышленным. Сегодня многие перевозчики, ничтоже сумняшеся, предлагают на подпись соглашение, основанное на их условиях. Причем они вовсе не стесняются категорически настаивать на исполнении клиентом принятых обязанностей.

 Фактический простой специализированного транспорта

 В соответствии с положением, предусмотренным частью 5 статьи 35 Устава автомобильного транспорта, простой любого специализированного транспорта наказывается взысканием в двойном размере, если иные требования не согласованы в подписанном соглашении. Как ясно следует из практики, такое положение показательно редко учитывается сторонами. Что же, на самом деле, относится к специализированному транспорту? Приложение №11 к Правилам осуществления транспортировки грузов автомобильными ТС включает в свое содержание целый список подобных ТС.

  • ТС, оснащенные дополнительным фургоном-рефрижератором либо фургоном с отоплением кузова;
  • ТС, относящиеся к цистернам, применяемым для перевозки порошкообразных строительных материалов, сыпучих пищевых продуктов, либо пищевых жидкостей;
  • ТС, используемые для транспортировки различных грузов, применяемых в строительстве, т.е. ТС-панелевозы, ТС-фермовозы, ТС-бетономешалка, ТС, оснащенные самосвальным кузовом;
  • ТС, используемые в целях транспортировки животных;
  • ТС, применяемые для транспортировки автомобилей;
  • ТС, используемые, в качестве контейнеровозов;
  • ТС, оснащенные кузовом, который в некоторых условиях подлежит съему;
  • ТС, применяемые в качестве мусоровозов;
  • ТС, используемые для транспортировки опасных грузов, в полном соответствии с ДОПОГ (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT).

 Так что, если ситуация подразумевает транспортировку груза, обладающего, например, необходимостью поддерживать температурный режим, можно решительно удваивать размер планируемого взыскания за фактический простой и требовать его полной оплаты.

 Включение НДС в сумму пени за простой ТС

 Весьма часто у всех заинтересованных сторон транспортировки может возникнуть вопрос, касательно необходимости добавления НДС в сумму взыскания за фактический простой ТС на погрузке или разгрузке. Полноценный ответ на этот вопрос присутствует в следующих письмах Министерства финансов РФ:

- №03-07-11/64436 от 9 ноября 2015 года;

- №03-08-05/14440 от 1 апреля 2014 года;

- №03-07-08/17462 от 16 апреля 204 года.

 Мнение Минфина вполне однозначно: полученные пострадавшей стороной от виновника ситуации суммы взыскания, предусмотренные конкретными условиями заключенного соглашения, не являются по своей сути назначенной виновнику неустойкой (взысканием), подразумевающей должное исполнение обязанностей, а фактически представляют собой элемент, полноценно участвующий в создании реальной цены, что, в свою очередь, предусматривает полноценную оплату товаров (либо услуг). Агентство права «M&J».jpgПо этой причине данные суммы должны быть включены в соответствующую налоговую базу, как НДС, основываясь на вышеупомянутом требовании статьи 162 НК РФ. Говоря проще, включение НДС в сумму взыскания за фактический простой ТС не только можно, но и нужно.

 Судебные инстанции практически единогласно выразили свое согласие с мнением Минфина РФ. Подтверждением могут послужить дела А47-864/2019, А47-861/2019, А56-109750/2019, А51-16481/2019, А56-8905/2020 и другие.

 Документальное оформление фактического простоя ТС

 Для наличия у перевозчика оснований предъявлять требования оплаты пени за фактический простой автомобиля на очереди погрузки или разгрузки, у него нет необходимости оформлять большое число документальных актов. С его стороны вполне будет достаточным в письменном виде уведомить диспетчера о непременном составлении акта о фактическом простое, оформить сам акт, сопроводить его собственной претензией, касательно фактического простоя ТС. В соглашении, где диспетчер представляет интересы одной из заключивших его сторон, вполне может быть предусмотрен несколько иной порядок вынесения подтверждения фактического простоя ТС, так что в процессе подписания подобного соглашения рекомендуется быть внимательным до степени крайней придирчивости.

 В случае получения заявителем отказа оплачивать фактический простой ТС, ему необходимо обращаться в судебную инстанцию, где он может получить защиту своих интересов. Если диспетчер получит один или несколько исков, по поводу фактического простоя, руководство компании, которую он представляет, однозначно придет к выводу о необходимости оплатить фактический простой ТС, ведь сумма может быть гораздо более символическая, нежели будущая оплата государственной пошлины и предоставленных услуг юриста перевозки.

Сопутствующие услуги



Ведущий специалист
САФРОНОВА ЕКАТЕРИНА
Ведущий специалист
+7 (343) 383-59-64
Консультация специалиста
Наш менеджер перезвонит вам в течении 5 минут
Ведущий специалист
САФРОНОВА ЕКАТЕРИНА
+7 (343) 383-59-64
Оставить заявку
Менеджер
Сафронова Екатерина
Ведущий специалист
+7 000-08-00
Вызвать замерщика
  • Приедим в удобное для Вас время
  • В любую точку Москвы и МО
  • Выполним профессиональный замер
  • Предоставим подробную смету
Яндекс.Метрика