Перевозка грузов связана с некоторой долей риска. Осуществляющие подобную деятельность предприятия используют страхование. Защите подлежит транспортируемое имущество. Страховка возместит ущерб от его хищения или повреждения. Но не так все просто. Компании, занимающиеся страхованием, вовсе не собираются возмещать убытки грузовладельцу лишь на основе письменного заявления.
Бывает, что стоимость пропавшего или испорченного груза оплачивается немедленно. Но часто собственники вынуждены бороться за выдачу денежных средств, требовать от страховщиков выполнения договора. Иногда приходится ждать несколько лет. Причиной того, что компания допускает задержку и инициирует страховые споры в грузоперевозках, выступает ряд факторов:
- страховщик грамотно составляет договоры с юридическим сопровождением от специалистов по подобным делам;
- судебное разбирательство чаще всего проводится по месту нахождения страхового предприятия;
- споры, где в качестве ответчика фигурирует задолжавшая страховая компания, отдельно выделяются арбитражными судами;
- страховщик имеет весьма большую практику ведения процессов в суде, где он ссылается на нее и прецеденты.
Этот перечень далеко не в полной мере отражает проблемы, с которыми сталкивается собственник утраченного либо испорченного имущества. Но становится понятно: без привлечения опытных юристов со специализацией по страхованию перевозчиков шансов у владельца груза весьма мало. При поездках за пределы РФ риски особенно велики. Потребуется юрист по международным перевозкам.
Когда нужно обращаться за юридической помощью
В лучшем случае нанимать юриста следует еще до подписания договора страхования. Специалист изучит соглашение и правила, предписанные предприятием-страховщиком. Будет указано на слабые места в документации. Возможно, что придется избрать иное страховое предприятие. Ведь необходимо, чтобы правила и соглашение отвечали целям грузовладельца, когда он застраховывает свою ответственность.
При отказе от профессиональной юридической помощи на этапе заключения договора повышаются риски. Страховой случай может наступить в любую минуту. К примеру, транспортируемый груз сгорел. Поэтому необходимо своевременно консультироваться с юристом по перевозкам грузов еще до наступления подобных обстоятельств.
Застрахованный риск — это правильно указанная в заявлении информация о событии. Изложенные сведения предопределят, удастся ли заполучить суммы ущерба от страховщика. Особенно при решении проблемы через суд. Категорически не следует расспрашивать о содержании и правилах написания заявления сотрудника страхового предприятия. Агент компании выступает на противоположной стороне разбирательства. Ему не выгодно, чтобы его руководство понесло денежные убытки.
В некоторых случаях застрахованный приходит к юристам по транспортным перевозкам после того, как ему отказали в выплате. При таких обстоятельствах необходимо предоставить всю документацию о грузах и по договору страхования. Квалифицированный специалист подскажет, какой список документов потребуется в работе со страховой ситуацией.
В разгар судебной тяжбы обращение к юристу не будет столь эффективным, скорее надежды на положительный исход почти не останется. Рекомендуется не дожидаться подобного поворота событий. Нужно постараться своевременно обеспечить себя и свой бизнес юридической защитой с высокой степенью надежности.
Кража, мошенничество и грабеж
Компания — страховщик не может просто подарить денежные средства застрахованному при выплате ему возмещения. Фирма должна взыскать эту сумму (как свой ущерб) с виновных. Процедура носит название суброгации или перехода прав страхователя на возмещение убытков к страховщику. Порядок проведения излагается в ст. 965 ГК РФ (Гражданского кодекса РФ).
Зачастую страховое предприятие не желает причислять к рискам, подлежащим страхованию, случаи мошенничества с грузами, повлекшие его утрату. Обычно страхуются лишь обстоятельства грабежа или кражи имущества грузоперевозчика. При убытках, допущенных по вине третьих лиц, страховщик предъявляет суброгационное требование лишь к установленным виновникам, которыми являются преступники. При отсутствии таких лиц компания причисляет возмещение к своим расходам.
Статистика преступлений указывает на случаи кражи и мошенничества, как наиболее частую причину пропажи перевозимого имущества. Грабеж, разбой встречаются реже, что создает сложности в страховых делах. Ведь между типами деяний существует весьма тонкая грань. Юрист применяет гражданское, уголовное законодательство, использует УПК РФ (Уголовно-процессуальный кодекс). Это помогает ему заверить суд в том, что случай предстает именно страховым по сути обстоятельств. Следовательно, страховщик обязан выдать суммы компенсации согласно имеющемуся договору.
Как проводится взыскание за утраченный груз
При наступлении страхового случая есть вероятность, что страховая фирма в добровольном порядке возместит ущерб. К тому же это будет сделано полностью. Но наличие такой возможности зависит от сложившихся обстоятельств и характеристик страховщика, выбранного владельцем груза. По среднему значению подобная вероятность находится в пределах 20 %. Остальные случаи вынуждают решать вопросы о возмещении через суд.
До обращения в судебную инстанцию необходимо пройти этап отправки претензии. Такой порядок установлен ч. 5 ст 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Только спустя 30 суток после этого можно подавать иск.
Поэтапные действия юриста
Разборки со страховыми предприятиями представляют собой наиболее сложные категории процессов. Юрист перевозки должен тщательно исследовать материалы. Основная документация для ознакомления и анализа:
- соглашение о страховании;
- правила страховки;
- договор экспедирования, перевозки;
- заявка на осуществление транспортировки;
- транспортные накладные, расписка экспедитора о приеме грузов к перевозке;
- подтверждение страхового случая: протокол, постановление МЧС или МВД, иных компетентных органов.
Требуется связать событие, при котором возник ущерб, с соглашением о страховании. Также при анализе нужно доказать, что обстоятельства представляют собой страховой случай. Производится расчет выплат, полагающихся по страховке в конкретной ситуации. Результатом является разработка тактики взыскания сумм компенсации ущерба со страховщика.
После определения юристом плана и последовательности действий он заявляет претензию или письменное требование. Арбитражный процессуальный кодекс РФ в ч. 5 ст. 4 прописывает обязательным претензионный порядок. В случае, если претензия не удовлетворится, юрист составляет иск, передает его в суд. Инстанция со всей строгостью изучит текст договора, условия страхования. Компания-страховщик не остается пассивным наблюдателем, а активно защищает свои интересы и позицию. Скорее всего в суд будут представлены возражения и другие пояснения к иску.
Продолжительность разбирательства по страховому спору
Иногда спор продолжается годами. Нет гарантии быстрого получения суммы возмещения посредством суда со страховой компании. Ведь последняя имеет в арсенале значительные финансовые и юридические ресурсы для защиты своих интересов. Это позволяет надолго затягивать процессы выплат.
Деятельность страховой фирмы подразумевает получение прибыли, которую уменьшает возмещение убытков грузоперевозчику. Поэтому процент дел, заканчивающихся выплачиванием, искусственно сокращается. Для этого содержится штат юристов, разрабатываются тактики, схемы. К примеру, в суде проходили аргументы об отсутствии в законодательстве прямой возможности застраховывать риски при осуществлении грузоперевозок. Договор признавали недействительным. Обстоятельства разборок доходили до абсурда, что пришлось исправлять ВС РФ (Верховному Суду РФ). Об этом свидетельствует пункт 12 "Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции".
Итоги
Ответственность за имущество при перевозке обходится не так уж дешево. Экспедитор, перевозчик или владелец груза может заручиться помощью юриста, передав ему копию соглашения о страховании для анализа. Этот этап поможет предвидеть, будет ли выплачена страховка в случае похищения или порчи груза. При возникновении страховой ситуации рекомендуется обратиться к специалисту для написания заявления о выплате компенсации. А также ведения процесса до разрешения проблемы.