Согласно общепринятым понятиям имущество – это совокупность вещей или имущественных прав, принадлежащих физическим или юридическим лицам. Именно имущественные права на ноу-хау, определенные производственные процессы, бизнес-модели или товарные знаки их владелец – франчайзер, за определенную плату, может предоставить в виде лицензии партнеру по бизнесу– франчайзи.
Какие правовые особенности составления и выполнения условий договора франчайзинга – читайте в нашей статье.
Взаимоотношения сторон.
Стороны самостоятельно определяют степень и виды ответственности в случае нарушения условий договора. За использование франшизы ее приобретатель обязан уплачивать собственнику определенную плату – роялти, и в случае нарушения сроков ее внесения может быть предусмотрена пеня или иные штрафные санкции.
Кроме того, франчайзи, может нести ответственность за разглашения секретов ноу-хау или передачу права пользования товарными знаками третьим лицам.
Существенным моментом во взаимоотношениях сторон является субсидиарная ответственность владельца – франчайзера и пользователя – франчайзи в случае возникновения у потребителей претензий к качеству товаров, работ или услуг, продаваемых или предоставляемых под брендом или товарным знаком, переданным в пользование по договору франшизы.
Действие договора франшизы во временных рамках стороны предусматривают самостоятельно, в отдельных случаях срок действия договора не указывают вообще.
Что указывается в договоре?
В договоре франчайзинга обязательно указывается предмет сделки, т.е. перечисляются объекты интеллектуальной собственности или товарные знаки, права на использование которых передаются пользователю, а также порядок или способ их дальнейшего использования.
Непременными условиями договора является стоимость предоставляемых услуг и порядок их оплаты. В случае предоставления в пользование товарного знака или бренда в нем указываются отдельные условия к качеству, например продукции, выпускаемой франчайзи.
Кроме вышеперечисленных условий также указываются права, ответственность и обязанности сторон или отдельные ограничения для сторон, порядок предъявления претензий, порядок внесения изменений в договор или его расторжения.
Договор обязательно составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу. Разногласия сторон рассматриваются в судах в обычном порядке.
Факт предоставления права на пользование, например, товарным знаком или брендом может быть зарегистрирован пользователем в органах Роспатента, дабы избежать последующих недоразумений и разногласий между франчайзером и франчайзи в случае претензий потребителей.
Регистрация заявки в Роспатенте процесс довольно длительный и может продолжаться в течение 6 месяцев.
В случае составления международного договора франшизы между организациями разных стран в нем обязательно указывается юридическое право какой из стран будет применяться в случае возникновения спора.
Условия для расторжения
В случае расторжения договора одной из сторон без согласия второй стороны, ей направляется соответствующее уведомление и в отдельных случаях, согласно условиям договора – производиться оплата компенсации (отступное).
Также правообладатель, в случае неоднократного нарушения франчайзи условий использования, например, бренда или товарного знака, может инициировать расторжение договора.
Расторжение договора через суд требует предоставления суду претензии и только в случае ее неудовлетворения одной из сторон, возможна подача соответствующего иска.
Юристы юридической фирмы «M&J» (г. Екатеринбург) имеют достаточную юридическую практику по рассмотрению взаимоотношений между франчайзером и франчайзи. Обращайтесь, и Ваши права на интеллектуальную собственность будут надежно защищены!