Кинофильмы, основанные на подлинных событиях, и художественные фильмы считаются визуальными произведениями, что подтверждает статья 1263 ГК РФ. На абсолютно каждый фильм, который ещё не был обнародован, оказывает влияние авторское право. Данная группа произведений включает в себя множество патентных объектов, куда входит различные видеофильмы, слайд - фильмы, короткометражные, мультфильм.
Довольно распространённый на сегодняшний день жанр аудиовизуального произведения - немое кино.
Названые элементы находятся под охраной авторского права
Авторское право на фильм схожи с патентными правами и тоже делятся на исключительные и личные.
Вторая группа включает в себя права, которыми обладает создатель, при этом они бессрочны и неприкосновенны, то есть не могут быть отданы иному лицу.
Что касается исключительных прав, их можно передавать различными способами, в том числе и по наследству, а также продавать. Право на использование авторского права и распоряжение имеют и сам автор, и лицо, обладающее соответствующими правами.
Защита авторских прав включает в себя много различных элементов, где достаточное количество участников, которые были в этом задействованы. При всем при этом фильм - это не только совокупность произведений, в него входит гораздо больше. Именно поэтому роль изготовителя фильма так важна. Хоть он не является автором и особо не вносит серьезного творческого вклада в процесс создания, но он ответственен за само создание и за финансовые затраты, касающиеся и процесса производства, и проката, можно смело сказать, что именно он напрямую рискует. В роли изготовителя может выступать не только физическое лицо, но юридическое, при этом которому принадлежит исключительное право на весь фильм, именно поэтому он считается особым субъектом права.
Если исходить из области права, то объект патентного права обладает обычно несколькими создателями. Исходя из современного законодательства, в России ими могут быть и режиссёр, и сценарист, и композитор.
Возникает проблема правильной регистрации авторского права на кинофильм. Россия и на сегодняшний день не обеспечивает официальной регистрации авторского права со стороны государства. Несмотря на это, можно найти выход из ситуации, а именно хранение авторского права, это довольно просто, но в то же время удобно. Вышеупомянутые лица вправе депонировать не только сам фильм, но и конкретную, принадлежащую им часть произведения, это поможет им официально зафиксировать и не нарушить авторское право на фильм.
Однако названые ранее функции могут лежать на плечах одного лица, но и авторство тоже будет принадлежать исключительно ему. Таким образом, мы рассмотрели особенности собственного авторства, то есть личных прав.
Что касается имущественных прав на фильм, то ими в полной мере обладает продюсер. При этом может быть и иная расстановка, но все условия должны быть официально закреплены в соглашении.
Абсолютно все лица, которые участвовали в процессе производства произведения, независимо от того, было ли их произведение только использовано раньше, тому примером служит музыка, созданная с целью аудио и визуального произведения, сохраняют за собой имущественное право на него. Невзирая на то, что специалист по сценарию, режиссёр и композитор являются разными людьми, каждый из них обладает исключительным правом на фильм или его конкретную часть, созданную ими. Данный вид прав может принадлежать и другими лицам, которые не являются авторами, согласно законодательству. Им обычно является автор самого произведения, лица, занимающиеся костюмами декорациями, гримом, различными специальными эффектами, а также художник. Результаты их творческой деятельности сносят самостоятельный характер и тоже являются произведениями, при этом права авторов на произведения сохраняются.
Вообще, считается, что получение авторских прав на фильм полностью относится к интересам продюсера, а соглашения с большей частью лиц, участвующих в процессе могут заключаться только при условии отчуждения имущественных прав, соответственно существуют передачи изначальными авторами в сторону изготовителя.
Продюсер фильма, либо его создатель в соответствии с определенным соглашением получает право обладать фильмом, которым оно и полностью подтверждается. Бывают ситуации, когда создатель и автор фильма совпадает, то есть одно лицо. Поэтому существуют следующие способы фиксации прав на аудио и визуальное произведение:
1) во – первых, следует сделать фото кадров и максимально подробно описать фильм, при этом обязательно все документы нотариально заверить;
2) во – вторых, один экземпляр фильма отправить себе в форме бандероли, при этом е вскрывать носитель, до тех пор, пока не нужно будет подтвердить авторство;
3) в – третьих, можно задепонировать фильм, тем более есть возможность сделать это электронно. Именно документ о депонировании и будет являться подтверждением владения объекта патентного права, оно легко скачивается в электронном варианте и распечатывается, если это нужно.
Хранение объектов авторских, патентных и смежных прав не гарантирует авторство, при этом подтверждает право владения на объект патентного права, в соответствии с определённым числом и временем.
Отсюда следует, что разумнее депонировать фильм до начала процесса промульгации, а также окончательного выпуска, публичного показа, либо появления в сети Интернет. Это поможет защитить приоритет авторского права и увеличить его безопасность.
При условии, если кинематографист пользуется музыкой, созданной другим автором, что является очень частой ситуацией, то необходимо официально получить на нее право. Важно учесть во внимание, что музыка, созданная конкретно для фильма, может использоваться автором любым иным способом, без разрешения, если такое предусмотрено законодательством, при этом получать определенное вознаграждение. Если Вам необходима профессиональная юридическая помощь в области авторского права или интеллектуальных прав, то обращайтесь в Агентство права M&J.