В настоящее время существуют два легальных способа приобретения участков земли в собственность - официальная покупка у предыдущего владельца либо государства или приватизация земли. В данном тексте мы рассмотрим именно второй способ, разберёмся, какой перечень документации будет необходим и, каким образом, реагировать на отказ.
Кто обладает правом приватизировать землю?
Процесс безвозмездного получения земельных участков (сокращённо «ЗУ») из реестра федеральной и муниципальной власти во владение гражданина является одноразовым. При этом не все жители обладают данными правами. Подобное право предоставляется:
- Гражданам, которые получили участки в вечное пользование или в наследство, и при этом оформили собственность на постройки (допускаемые законодательством), либо тем, кто работает на этих землях.
- Гражданам, которые заключили сделки о бесплатном пользовании участками на более чем шестилетний срок, предоставляется право оформления земли в собственность спустя пять лет с момента заключения данного договора.
- Лицам, получившим участки для строительства жилья или ведения мелкого сельского хозяйства – с момента окончания строительства, но в рамках периода функционирования договора.
- Семьям, считающимся многодетными и получившим ЗУ для улучшения условий жилья.
- Владельцам различных построек, находящихся на территории наделов.
- Арендаторам, заключившим арендные договоры до 25.10.2001.
Также разобрать стоит случаи приватизации участков, расположенных под зданием, или прилегающих к ней.
Необходимо ли приватизировать землю, расположенную под зданием?
Так как в законодательство задаёт неразрывность судьбы дома и судьбы земли под ним, то полностью отпадает и необходимость в её отдельной приватизации. Однако это находится в прямой зависимости от приватизации прилегающей к дому территории и того, кому она в последствии перейдёт.
Для того чтобы окончательно разобраться с вопросом приватизации участка земли, расположенного непосредственно под постройкой, рекомендуется обратиться к услугам юриста. Это связано с тем, что различные случаи обладают своей уникальностью и требуют индивидуального разбора.
В случае если вы приняли решение о приватизации отдельно участка или отдельно земли под зданием, то для вас составлена следующая инструкция.
Процесс приватизации участка в 2020 году – пошаговая инструкция
Хотя все ещё ходят слухи о том, что приватизация уже давно прекращена, это далеко не так. Обычно данный процесс включает в себя следующие этапы:
Шаг 1. Сбор документов
Для начала следует подготовить документы на участок, отражающие кадастровую и техническую информацию, посредством обращения в компетентные органы, или воспользоваться бумагами, которые вам выдали до этого, если таковые имеются. Помимо них, нам понадобятся:
- Паспорт потенциального владельца надела, или паспорта – если их больше одного;
- Заверенное нотариусом согласие супруга на безвозмездное получение участка;
- Документы, подтверждающие права на постройки (при наличии).
Помимо этого заявление должны подписать все будущие собственники, либо при отсутствии желания – отказ от приватизации.
Помните, что в разных случаях имеются разные основания для приватизации, а значит и требуются разные перечни документов.
Шаг 2. Обращение в компетентные органы
Для определения инстанции, подходящей для подачи документов, следует установить нынешнего собственника ЗУ. Если владельцем является орган МСУ, то необходимо обратиться в комитет имущественных отношений данного субъекта. Если государство – придётся направлять бумаги в местное отделение Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Но для начала следует получить следующую информацию:
- находится ли участок и постройки на кадастровом учете;
- уточнялись ли границы участка.
Если данные условия соблюдены, то всё отлично и лишних телодвижений не потребуется. В противном случае придётся самостоятельно осуществлять межевание участка и проводить постановку его на кадастровый учёт.
Шаг 3. Получение решения о приватизации
В среднем, ждать решения вам придётся в течение двух месяцев. В итоге вы получите от местной администрации постановление об отказе или об удовлетворении предоставленной просьбы.
Данное постановление должно быть оформлено в письменном виде и представляет собой правоустанавливающий документ.
Шаг 4. Получение права собственности
Разумеется одним лишь постановлением ограничиться нельзя. Вам придётся также осуществить регистрацию права собственности в Росреестре.
Для этого надо обладать:
- Паспортом заявителя/заявителей;
- Заявлением, составленным по соответствующей форме;
- Документами, утверждающими ваши права;
- Документом, подтверждающим оплату государственной пошлины.
Рассмотрение заявки происходит в течение десяти дней, затем вы получаете выписку, подтверждающую успешное окончание регистрации.
Как поступать в случае отказа?
У Властей есть право на отказ в безвозмездной передаче надела. Однако для этого должны иметься законные основания, такие как:
- Расположение участка на территории земель государственного резерва;
- Отношение земель к категориям, не подлежащим приватизации;
- Расположение берегов публичных водоёмов на данном участке;
- Предназначение данной земли для общественного пользования.
Если отказ произведён не на данных основаниях, вы обладаете правом его оспаривания. Это происходит следующим образом:
- Сначала проводится оценка обоснованности отказа;
- Затем составляется жалоба на имя руководящих лиц органа;
- Направляется прошение в органы прокурорского надзора о проведении проверки отказа на обоснованность;
- Судебное разбирательство.
Большинство юристов советуют максимально приложить усилия, чтобы добиться досудебного разрешения данных проблем.