Устав автомобильного и наземного городского электрического транспорта (УАТиГНЭТ) содержит ряд факторов, имеющих смысловое единство и называемых срывом погрузки. Говоря иными словами, договор на перевозку грузов включает в себя обязательный пункт, согласно которому выполняется доставка товара и если этого не происходит по какой-либо причине, то такой факт именуют «срывом погрузки».
В данном случае виноватым может быть как перевозчик либо фрахтовщик, так и грузоотправитель и фрахтователь. Рассмотрим подробно каждый эпизод.
Срыв погрузки из-за перевозчика либо фрахтовщика
Статья 34 УАТиГНЭТ включает в себя следующие пункты:
• пункт 1 «невывоз груза по вине перевозчика, предусмотренного договором»;
• пункт 2 «непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования».
Также, статья 9 Устава содержит параграф 2, по которому за грузоотправителем остается право не выполнять договор на транспортировку грузов и потребовать с перевозчика оплатить штрафные санкции, связанные с невывозом товара. В случае, когда перевозчик не обеспечивает необходимым транспортом и подходящими для перевозки контейнерами, равно как и их несвоевременная подача в точку погрузки, опять же дает грузоотправителю такие полномочия.
Транспорт и контейнеры, которые соответствуют всем нормам грузоподъемности и укомплектованы специальным оборудованием, согласно договору перевозки товарных ценностей (либо соглашением о фрахтовании), отвечают своему назначению и допустимы в использовании.
У грузоотправителя есть законные основания для отказа от услуг погрузки транспортного средства в случае превышения предельного веса, который указан в регистрационных документах на автомобиль. При таком варианте несостоявшаяся погрузка, а также все связанные с этим издержки ложатся на перевозчика. Несвоевременной подачей транспорта в точку погрузки принято считать опоздание на 2 часа и более от времени, указанного в предварительно согласованном заказе–наряде или заявке. Исключением являются те пункты договора, которыми предусмотрены другие (измененные) временные рамки (п.27 ППГАТ). Подробнее знает об этих нюансах транспортный юрист.
Невыполнение погрузки из-за фрахтователя либо грузоотправителя
Согласно ст. 35 УАТиГНЭТ, а именно пунктами 1 и 2, такой срыв обозначается, как:
• непредъявление соответствующих товарных ценностей для транспортировки, предусмотренных соглашением об оказании услуг;
• отказ от эксплуатирования транспортного средства в рамках договора фрахтования.
Ситуации, при которых груз относится к категории непредъявленного к транспортировке, обозначены в параграфе 4 ст.10 УАТиГНЭТ:
1. Предоставление товарно-материальных ценностей для совершения перевозки, с задержкой.
2. Товар, предназначенный для транзита, точка прибытия которого не соответствует конечному пункту доставки, обозначенного в соглашении.
3. Транспортируемый груз не обозначен в сопутствующих документах.
4. Состояние перевозимого товара не соответствует тем требованиям, которые указаны в правилах перевозки грузов.
5. Несоблюдение грузоотправителем сроков доставки, установленных договором.
Стоит отметить, что в регламенте по перевозке товарных и материальных ценностей не обозначен точный временной промежуток, который не посчитается задержкой, поэтому любое нарушение сроков значится как опоздание. Закон не дает подробного определения пункту «предъявление груза к перевозке», следовательно, трактовать его можно по-разному. Важно то, что такие понятия, как сроки и погрузка товаров отличаются между собой и путать их неприемлемо.
Факторы, определяющие соответствие груза установленным требованиям:
1) соблюдение технических регламентов, нормативных требований и сертификации на транспортируемый товар, упаковку и контейнер;
2) наличие официальной маркировки на таре, в которую запакован груз;
3) вес товара идентичен весу, обозначенному в документации.
Допустим, перевозчик прибыл на место погрузки, однако его товар (к примеру, продукты питания) не упакован либо не разлит в подходящую тару. В таком случае груз считается непредъявленным к транспортировке.
Размер штрафа за невыполненную погрузку
Стандартный размер штрафа составляет 20% от общей стоимости услуги, однако согласно правилам Устава, стороны вправе самостоятельно устанавливать сумму штрафных санкций при подписании договора за возможный срыв сделки и причиненные в связи с этим издержки.
Размер пени может быть выше либо меньше 20% от тарифа на перевозку и при этом не имеет ограничений. Это, как фиксированная сумма, так и зависящая от различных факторов (например, заявленная в соглашении стоимость товара). За каждой из сторон контракта на перевозки либо фрахтование остается право на требование оплаты неустоек, связанных с затратами на горючее, гонорар водителя, аренда необходимого инвентаря для погрузки и другое. Договоренности между перевозчиком и контрагентом требуют повышенного внимания, поскольку основные положения статей 34 и 35 Устава автомобильного транспорта не распространяются на них в полном объёме.
Диспетчер не выполняет функции фрахтователя либо грузоотправителя, следовательно, составленное соглашение между посредником и транспортировщиком не соответствует договору перевозки или фрахтования. Для того чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций, пеня за срыв услуги по перевозке должна быть в обязательном порядке зафиксирована в договоре либо заявлении. При несоблюдении данного пункта, в случае форс-мажоров, стороны смогут решить проблему с возмещением убытков, руководствуясь только ст.15 Гражданского Кодекса.
Доказательство факта причинения убытков является одновременно сложным и индивидуальным процессом, с необходимостью четко зафиксированных фактов, непосредственно связанных с неисполнением погрузки. Верховный Суд Российской Федерации постановил, что определения «договорной перевозчик» и «фактический перевозчик» необходимо разобщить, таким образом предоставляя возможность использовать законные основания для контроля за соблюдением договоренностей, в частности между экспедиторами и перевозчиками.
Оплата простоя, образовавшегося накануне срыва погрузки
Может пройти достаточно много времени ожидания перед тем, как перевозчик узнает о неготовности груза к транспортировке. В данной ситуации происходит оплата штрафа за вынужденный простой транспорта, а также за невыполненную доставку груза, предназначенного для перевозки. Такие санкции предусмотрены ст.35 ч.6 УАТ. Получить выплаты неустоек, можно правильно оформив документ о простое транспортных средств и невыполнение услуги. Для этого составляются необходимые акты, о наличии которых нужно письменно уведомить вторую сторону договора.
Правильное оформление срыва погрузки
Для оформления акта, подтверждающего срыв договоренностей, необходимо внести в соответствующий документ всю требуемую информацию, к которой можно добавить фотоснимки и сведения со спутниковых систем слежения. Составленный акт заверяется подписями сторон, между которыми он заключается.
Далее, документ прилагается к письменной претензии за несостоявшуюся погрузку с просьбой оплатить неустойку, и затем отправляется виновной стороне. В случае отказа от удовлетворения данной претензии, нужно обратиться в суд для законного разрешения ситуации.
Допустимость оплаты штрафа при отсутствии причиненных убытков
Зачастую среди перевозчиков возникает спорный вопрос о правомерности выставления экспедиторами штрафных санкций за срыв погрузки при том, что со стороны грузовладельца не поступало претензий к экспедитору. Аналогичным вопросом задаются и экспедиторы по отношению к перевозчику.
Гражданским Кодексом РФ предусмотрено, что согласно статье 330 части 1, компенсацией считаются денежные средства, которые обеспечивают выполнение своих гарантий обеими сторонами договора. Из этого следует, что если в контракте предусмотрена пеня за срыв погрузки, то нет необходимости доказывать вину контрагента.
Ущерб, причиненный нарушением договора
Сторона, которая нарушила свои обязательства, должна возместить причиненные убытки (согласно статье 15 ГК РФ). Перечень возможных накладок, соответствующих невывозу товара:
• «простой» техники и рабочей бригады;
• потеря прибыли от несостоявшейся реализации партии груза;
• взыскание денежной компенсации за сорванную поставку товаров, предъявленного потребителем.
Нанесенный ущерб и уплата неустойки имеют правовые отличия, поэтому могут оплачиваться отдельно. Компенсация убытков не является причиной для невыплаты штрафа, и наоборот.
Для взимания убытков следует предоставить необходимые материалы:
• свидетельство о нанесении урона;
• размер выплат по причиненным убыткам, определенные по соглашению сторон;
• нарушение ответственности перевозчиком.
Перечисленные обстоятельства необходимо полностью доказать, иначе суд может отказать в удовлетворении иска.
ВАЖНО: доказать ситуацию можно, воспользовавшись услугами юриста по перевозкам, который соберет все необходимые факты и грамотно предоставит их суду для разрешения вопроса. Чтобы оградить себя от взыскания ущерба, также нужна помощь юриста по транспортным перевозкам. Он сможет правильно выстроить защитную стратегию, следовательно, экономия на услугах специалиста по праву– неуместна.
Отмена погрузки
Загрузка может быть аннулирована в любой момент при условии, что заявка не подтвердилась перевозчиком и не начала выполняться. Оплата пени за срыв сделки в подписанном договоре и возмещение соответствующего ущерба не производится в случае отсутствия указанного периода времени, в течении которого лица отказались от выполнения договоренностей. Однако, здесь есть определённые нюансы.
Предупреждение перевозчика либо экспедитора о расторжении заявки в телефонном режиме не считается правомерным, поскольку статья 161 ГК предусматривает заключение договоров исключительно в письменном виде, следовательно и расторжение должно осуществляется соответственно.
Аннуляция договора в течении суток
Отказ от услуг в течении 24 часов с момента подписания не возможен без оплаты неустойки. Отступлением от правил является ранее указанные в заявке форс-мажорные обстоятельства.
При возникновении дополнительных вопросов, всегда есть возможность обратиться за квалифицированной юридической консультацией по грузоперевозкам.