Авторское право, в отношении игр
Как известно, любая компьютерная, либо настольная игра принадлежит к особенному типу умственных игр, которые, в понимании российского законодательства, являются «крайне сложными для оценки объектами». Т.е. именно так объясняется способность каждого сложного объекта содержать в себе одновременно не один результат умственной деятельности, который надлежит охранять. Так что все существующие авторские права на присутствующие в действительности игры одновременно могут и должны принадлежать сразу нескольким реально существующим лицам – дизайнерам, программистам, оформителям и др. Однако, касательно таких объектов актуальны особые нормы законности. В частности, в надлежащем соответствии с положениями статьи 1240 ГК РФ, необходимому выделению подлежит совершенно иной субъект присутствующих в данной ситуации правоотношений. Т.е. лицо, в заслугу которому вписывается создание сложного объекта.
Именно это лицо наделяется исключительными правами на результаты умственной деятельности, имеющие отношение к составу объекта, признанного сложным «основываясь на заключенном соглашении о соответствующем отчуждении прав, характеризующихся своей исключительностью, либо лицензионных соглашений, заключенных автором с определенными индивидами, имеющими права личностного характера на полученные итоги умственной активности». А непосредственно у авторов данных итогов активности могут сохраниться во владении исключительно их персональные, не относящиеся к имущественной категории права – на авторство, на имя и пр.
Т.о. подобное право собственности зачастую способно относиться к ЮЛ, являющемуся именно тем лицом, кто организовал создание самого проекта, и оплатил весь процесс создания, сумевшим найти исполнителей, равно как и наделившему каждого из них надлежащими ресурсами. Вызвано это, в первую очередь, тем, что ЮЛ всегда значительно проще организовать сотворение сложного объекта довольно высокой стоимости, чем обычному ФЛ. Т.е. соответствующим правообладателем является именно ЮЛ. При этом обладателями персональных, не воспринимающихся, в качестве имущественных, прав могут являться исключительно ФЛ. То же самое относится и к любым вариантам игр, сидя за столом.
Осуществление защиты комплексного объекта
Стоит автору проекта договориться с исполнителем о заключении соответствующего соглашения, свидетельствующего в пользу наделения его правами на производство отдельных составляющих любой компьютерной игры, непреложно следует предполагаться обязательности включения в рамки данного соглашения пункта, согласно которому определенное право собственности передается от одного участника соглашения другому. В соответствии с требованиями законодательства право собственности, в отношении игры на ПК (имеется в виду исключительно право имущественного характера) имеет место отчуждение одной стороной в пользу другой авторского владения, включая все его содержание, в той ситуации, если какая-либо составляющая сложного объекта создается именно в пределах его реализации. По этой причине созданию подлежит либо соглашение об отчуждении исключительных прав, либо соглашение, в котором речь ведется о приобретении одной стороной у другой соответствующей лицензии, предусматривающей передачу всех прав на весь срок действия заключаемого соглашения, на всей оговариваемой в соглашении территории. Иногда, только в рамках достигнутых соглашений между сторонами-участницами, этими соглашениями вполне могут быть предусмотрены другие условия, касательно их действия.
Передача авторского права на любой вариант настольных игр происходит в аналогичном объеме и порядке. Особо важно так же отметить, что, кроме прав собственности, новому правообладателю передается в собственность еще одно немаловажное право – право на указание собственного имени непосредственно на сложном объекте либо на его упаковке.
Элементы, защищаемые по закону:
- способ оформления упаковки;
- дизайн, использованный в оформлении элементов: поля, карточек, кубиков, фишек и т.д.;
- личности и места, относящиеся исключительно к данной игре;
- программный код игры;
- видеоролики, презентующие игру;
- звуковое сопровождение игры;
- различные шрифты, применяемые в игре.
Ни сюжетные особенности, ни правила конкретной игры не могут охраняться авторским правом или приобретенной лицензией. Законодательство РФ указывает непосредственно на данный факт.
В соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, для появления права авторской собственности вовсе нет необходимости в соблюдении отдельных формальностей. В реальности происходят регулярные столкновения авторов с фактами нарушения их прав, а содержимое их собственности используется незаконными методами, без обязательного согласования с ними. Так что зачастую с объектами авторских прав происходит то, что можно назвать депонированием. Именно так происходит установление приоритета на обладание объектом, что представляет собой пусть не прямое, а косвенное, но все же подтверждение авторских прав. Депоненту могут быть предоставлены: свидетельство с наименованием и другими чертами объекта.
Защита в отношении товарного знака игры
По причине явной длительности процедуры регистрации товарного знака, обезопасить себя на этот период времени автору рекомендуется, посредством осуществления с его стороны депонирования, поскольку для оформления полноценного свидетельства о праве на объект умственного имущества достаточно 1 дня.
Вопрос о получении авторских прав на конкретную игру, поступивший от ее автора, вовсе не подлежит отдельным разъяснениям. В целях осуществления защиты собственных прав, автор может депонировать, патентовать и зарегистрировать под отдельным товарным знаком любые составляющие конкретного продукта.
Ответственность, в случае нарушения умственных прав собственности на игру
Возможная ответственность, которую несет нарушитель, может испытывать зависимость от многих показателей. Окончательное решение всегда принимается судебной инстанцией, опирающейся исключительно на обстоятельства конкретного дела, а вовсе не на персональные требования истца. Обычно, рассматривая дело о нарушении авторских прав на конкретную игру, судебной инстанцией учитываются следующие факты:
- какой объем умственного имущества был использован неправомерно;
- каким именно методом произошло незаконное использование авторских прав;
- различные особенности, имеющие характер отягчающих (допущено ли ответчиком нарушение умственных прав не впервые);
- имело ли место нарушение персональных прав автора, не относящихся к правам обладания (иногда судом может быть определена необходимость возмещения морального ущерба со стороны ответчика);
За фактически случившиеся преступления, в отношении прав собственности на настольные игры и компьютерные разработки, судебной инстанцией могут выноситься весьма строгие определения:
- изъятие у виновника всех контрафактных экземпляров объекта умственного имущества и их последующее уничтожение за счет лица, признанного виновным;
- непременная ликвидация ЮЛ или ИП, в случае если доказано использование им чужого умственного имущества;
- назначение, в отношении виновника обязательных исправительных или принудительных работ;
- тюремное заключение виновного на срок до 6 лет.
Исходя из всего вышеизложенного, создателям игр настоятельно рекомендуется непременно грамотно заключать все возможные соглашения и иные свидетельства, являющиеся полноценным подтверждением их прав, а также применять для разработки исключительно собственные результаты умственной деятельности. Поэтому стоит обратиться к юристам по авторскому праву Агентства права M&J.