Если наблюдается повреждение, порча, бой груза в процессе автоперевозки, начинает действовать презумпция вины перевозчика. Это свидетельствует о необходимости перевозчика собирать доказательную базу относительно того, что определенные повреждения произошли по причинам, которые не могли быть предотвращены или устранены. Каждый юрист по перевозкам грузов, отметит, что совокупность доказательств имеет нестандартный характер и напрямую зависит как от первопричины повреждений, так и от конечного результата.
Например, если наблюдается механическое повреждение пластиковых ящиков, в данном случае можно ссылаться на Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Если речь идет о так называемом внутритарном повреждении (как вариант, в результате того, что коробки с печеньем были не очень плотно закрыты оно рассыпалось по кузову) необходимо акцентировать внимание на состояние пломб, а также целостность кузова.
Обязательным условием является запись о состоянии, как самого транспортного средства, так и его комплектующих во всех экземплярах акта о порче груза, а также товарно-транспортных накладных.
Основные требования к составлению акта
В том случае, когда был обнаружен бой или порча груза, в обязательном порядке составляется акт, главными данными в котором должны быть:
-данные о месте и времени составления документа;
- личные данные лиц, принимающих участие в составлении акта;
- краткая информация об обстоятельствах, выступающих основной для составления акта;
- описание фактического размера разбитого груза;
- данные о составленных документах и расхождениях, существующих во время приема груза;
- подписи участников составления акта.
В качестве приложения к составленному акту прилагаются результаты, полученные при проведении экспертизы, что помогает определить размер фактической недостачи и повреждения, а также порчи груза. При этом составление акта должно происходить только при условии обязательного присутствия водителя, а во всех документах (например, в путевом листе, сопроводительной ведомости) обязательно должны быть сделаны отметки о составлении акта.
Что делать при повреждении груза в результате ДТП?
Каждый юрист по транспортным перевозкам обратит внимание на то, что если определенное повреждение груза произошло в результате дорожно-транспортного происшествия, то ответственность за несохранность полностью возлагается на перевозчика. Причем, подобное актуально даже в том случае, если это происходит по вине водителя транспортного средства или же другого участника аварии.
Если создать в Интернете, например, такой запрос как «юрист перевозки», можно обратить внимание на то, что многие перевозчики открыто недоумевают по этому поводу. На самом деле, если взглянуть на ситуацию со стороны потерпевшего, все становится очевидным. Именно перевозчику доверяется доставка груза, что влечет за собой некоторые обязательства и последствия. Поэтому, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с такими проблематичными аспектами, необходимо изначально обратить внимание на возможность получения грамотной юридической консультации.
При этом если грузовладельцем были понесены определенные убытки, но изначально груз им был размещен правильно и предпринимались меры, направленные на избежание ДТП со всеми последствиями, то с его стороны возникнет желание возместить причиненные убытки за счет другой стороны.
Если проанализировать судебную практику, можно обратить внимание на то, что вина перевозчика за бой или же недостачу груза, устанавливается на первоначальных этапах формирования взаимоотношений. Таким образом, как раз перевозчик должен заниматься доказыванием отсутствия собственной вины в том, что груз был испорчен. Важно также учитывать, что аварии и возгорания автомобиля в процессе перевозки, не относятся к категории тех доказательств, которые способствуют освобождению от ответственности.
Установление ответственности на основании договора
Часто перевозчиками не уделяется должное внимание тем условиям, которые были прописаны в договоре. Поэтому первоначально необходима квалифицированная юридическая консультация по грузоперевозкам, что поможет обратить внимание на некоторые аспекты.
Например, во многих договорах изначально прописывается обязанность перевозчика обеспечивать контроль за качеством упаковки, а также состоянием груза, принимаемого к процессу перевозки. При этом большинство судов принимают сторону как раз владельца груза или диспетчера, если в документе были прописаны соответствующие нормы.
Поэтому, перевозчику, перед заключением договора, необходимо крайне внимательно читать предложенный договор. Идеальным вариантом выступает заключение собственного документа, условия в котором должны быть прописаны наиболее выгодным для обеих сторон, способом. Сделать это можно обратившись за помощью к квалифицированному юристу, специализирующемуся на решении подобных вопросов.
Права грузовладельца на передачу перевозчику поврежденного груза
В том случае, когда происходит возмещение стоимости поврежденного или испорченного груза, возникает вполне логичный вопрос относительно того, должен ли ему передаваться, например, соответствующие предметы. Ведь исходя из логики перевозчика, именно им была внесена соответствующая денежная сумма, значит, и товар автоматически переходит в его собственность. Но, такой подход изначально является неправильным. Дело в том, что возмещение стоимости происходит на основании норм гражданско-правовой ответственности, но при этом не имеется совершенно никаких прав на получение груза. Переход всех необходимых предметов происходит только в случае заключения документов на покупку-продажу или дарение. Таким образом, если будет достигнут компромисс по соответствующему вопросу, необходимо скрепить все на основании подписания документов.
Что делать при повреждении груза в процессе перевозки?
Каждому, кто обнаружил порчу или повреждение груза, первоначально необходима юридическая консультация по грузоперевозкам. Важно, чтобы ответственность перевозчика была объективной. К сожалению, часто встречаются ситуации, когда собственники груза стараются значительным образом завысить первоначально нанесенный вред. Например, если повреждена только упаковка, требует еще заплатить и за порчу самого груза, что совершенно неправильно.
Поэтому, нет потребности переносить консультацию до момента направления претензии или искового заявления. Важно помнить, что чем раньше человек обратиться за квалифицированной юридической помощью, тем больше у него шансов отстоять себя и даже если дело дойдет до суда, минимизировать негативные последствия будет намного проще.