Беда мегаполисов
В каждом достаточно крупном российском городе из года в год остается чрезвычайно острой и нерешенной одна и та же проблема: нехватка парковочных мест для всех имеющихся в городе автомобилей. Хаотичная разбросанность машин по всем дворам, газонам и придомовым территориям значительно ухудшает городскую среду и городской облик и создает множество дополнительных трудностей как для городских властей, так и для местных жителей.
Кто виноват?
Безусловно, если смотреть глобально — это представляется значительной недоработкой властей. Их градостроительная деятельность не покрывает нужды автолюбителей в парковочном пространстве, лишний раз подталкивая их к нарушению дорожно-транспортного законодательства. Эти изъяны управления выражаются в:
- недостаточных темпах строительства платных/бесплатных парковочных площадок;
- наличии большого количества старого жилого фонда, препятствующего строительству новых жилых комплексов со встроенным подземным паркингом;
- отсутствии законодательного ограничения по количеству автомобилей на одну российскую семью.
Штраф за неправильную парковку, его наличие безусловно тормозит автовладельцев в их хаотичных парковочных манёврах, но глобально проблемы никак не решает. По сути городские и муниципальные власти бросили этот момент на плечи самих водителей, предоставляя им право самостоятельно решать, где хранить свой автомобиль и где его парковать, - при этом каждый автолюбитель «изворачивается» как может.
Не найдя пока комплексного решения проблемы, законодатели ужесточили правовое регулирование и санкции за нарушение правовых норм. Ужесточение коснулось городов федерального значения, где за неправильно произведенную парковку водителям вменяется удвоенный штраф. Часть пятая статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях вводит усиленный правовой контроль именно для Москвы и Санкт — Петербурга, как городов, где наблюдается особо сложная ситуация с размещением автотранспортных средств в черте города.
Какие же типы неправильных парковок подвергаются штрафным взысканием и какое размещение автомобилей будет служить основанием для вызова инспектором эвакуатора?
1. Самым злостным нарушением в правилах парковки является конечно же остановка автомобиля на специальных местах, предназначенных для инвалидов. Законодательная защита наиболее уязвимых категорий населения преследует цель сделать их передвижение по городу более комфортным и приспособленным под их специфические условия. Законотворец берет на себя обязательство обеспечить наличие мест для автомобиля владельца с инвалидностью во всех местах массового пребывания и торговых центрах городов. Беспрепятственное паркование является одним из прав, которыми наделены люди с ограниченными возможностями, и ни одно физическое лицо не имеет права отобрать эту привилегию у них.
За проявленное неуважение к закону, правонарушитель будет оштрафован на сумму от трех до пяти тысяч рублей. Кроме того, если правонарушитель пришел к машине достаточно поздно, и автомобиль увез эвакуатор, владелец авто заплатит за его работу пять тысяч рублей.
Кроме того, автоюристы Екатеринбурга и иных крупнейших городов России предупреждают: недостаточно иметь значок или наклейку инвалидности на стекле автомобиля — необходимо правоустанавливающие и иные медицинские документы, подтверждающие право на привилегию. Автоинспектор вправе запросить подобные бумаги для ознакомления. В случае если бумаг с собой не имеется, и автоинспектор все же выписал штраф, его можно и нужно оспорить, приложив к возражению на выписанное финансовое взыскание необходимые доказательства.
2. Второй случай неправильно выбранного парковочного места - остановка машины путём заезда на зеленые насаждения. Необходимо понимать, что федеральная власть отдала вопрос определения размера штрафных взысканий на усмотрение субъектов РФ, И действительно, такой подход разумен и логичен. В каждом регионе имеется своя специфика городских условий и экологической обстановки. И представляется разумным, что промышленные и индустриально развитые области могут устанавливать более суровое наказание за порчу зеленых насаждений и газона нерадивыми автомобилистами. Например, Санкт-Петербург взыскивает с таких лиц от трех до пяти тысяч рублей, а если автомобиль принадлежит коммерческой организации , ей придется выложить в бюджет города от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Очень немалый штраф, не так ли?
Для автомобилистов запрет парковаться на газоне усложняется еще и тем, что нигде в российском законодательстве не прописано определение газона. Отсутствие конкретики в данном вопросе каждый раз ставит перед автомобилистами дилемму: клочок зеленой травы около тротуара, в которой вписывается его автомобиль по габаритам, может ли в глазах местных властей квалифицироваться как газон? В любом случае, по мнению автоюристов, данный правовой проблем может быть источником произвола со стороны автоинспекторов.
3. Третья головная боль автомобилистов и жителей городов — отсутствие необходимого числа парковочных мест перед многоквартирными жилыми домами. Частично эту проблему решают стоянки, формируемые самостоятельно жителями, инициативная группа которых формирует ТСЖ, которое начинает курировать прилегающую к дому территорию. И всё равно число мест не соответствует числу автовладельцев. Главное негативное последствие хаотичного распределения машин по придомовой территории — невозможность проезда спецтранспорта, машин скорой помощи, пожарных служб и МЧС. Штраф накладывается в размере полторы тысячи рублей, и трех тысяч рублей — в городах Москве и Петербурге.
Автомобилистам также следует помнить о том, что резвая езда по дворам подпадает под административное правонарушение. И это представляется абсолютно разумным: многочисленные коляски, малые дети, домашние питомцы на выгуле нуждаются в дополнительной защите от небрежности водителей, позволяющих себе «гонять» на придворовых территориях. Максимальная скорость в таких обстоятельствах не может быть выше 20 км в час. Особо рьяных лихачей могут подвести под административную ответственность сами бдительные жители, сфотографировав номерной знак автомобиля и подав соответствующую жалобу в ГАИ. Обычно такие заявления рассматриваются в течение месяца и по каждому из поданных обращений заявители получают письменный ответ, привлеклось ли лицо к административной ответственности или нет.
Все случаи неверно выбранных парковок в придомовых зонах должны быть доказательно подтверждены: автоинспектор не имеет права оформлять протокол об административном правонарушении, основываясь только на свидетельских словах и показаниях. К материалам обязательно должны быть приложены фотоснимки, видеосъемка и иные материалы, на которых четко видно неверно выбранное место остановки машины. Таким образом свидетельские показания являются в таких делах второстепенными доказательными материалами.
4. Четвертым нарушением правил остановки автомобиля является его парковка в непосредственной близости от остановок автобусов, маршруток и троллейбусов. Припаркованные неправильным образом автомобили не только мешают нормальному подъезду общественного транспорта к ожидающим его людям, но также создают трудности при высадке и посадке пассажиров. Кроме того, нередки случаи попадания людей под колеса опасно маневрирующего автомобиля. Данное правонарушение карается финансовым взысканием до трех тысяч рублей и вызовом эвакуатора, чье присутствие, как уже было сказано выше, также оплачивается из кармана нарушившего ПДД лица.
5. Пятым нарушением парковочных правил становится размещение автомобиля позади припаркованных ранее машин. Таким образом автомобиль блокирует возможность выезда транспортных средств первого ряда и препятствует освобождению парковочных мест. Такой выбор места остановки влечет взыскание в размере двух тысяч рублей.
Какой штраф за неправильную парковку будет в том или ином случае — водителю необязательно помнить: достаточно иметь нужные контакты и связь с автоюристом онлайн. Но важно помнить, что вызволение машины со штрафстоянки — дело весьма трудоемкое и крайне непростое. Во первых в силу дополнительно взимаемых расходов, которые составляют пять тысяч рублей, и во-вторых потому что водителю предстоит осуществить самостоятельный поиск, на какой именно специализированной стоянке находится его автомобиль. Намного разумнее не дожидаться приезда эвакуатора и выбирать правильные парковочные зоны, даже задействовав для этого больше времени и усилий, чем предполагалось.
Можно ли схитрить?
Стоит осветить еще один момент: водители, не желающие платить за место на платных парковках, часто пытаются какими-либо способами замаскировать номерной знак своего автомобиля. Как разъяснил Верховный Суд РФ в своей правоприменительной практике, автомобили с неопределяемыми знаками представляют собой объекты, представляющие потенциальную террористическую угрозу, а потому должны в немедленном порядке увозиться эвакуатором для обеспечения безопасности городской среды для жителей. В любом случае недобросовестные водители рискуют заплатить больше, чем сэкономить в результате противоправных действий.
Обжаловать или нет?
Водители, не согласные с наложением штрафа и уверенные в своей правоте, могут подать заявление, в котором будут оспаривать законность и верность вынесенного касательно них постановления. Заявление адресуется руководителю того отделения ДПС, к которому относится автоинспектор. Доводы заявителя могут быть самыми разными:
-
водитель не видел знак «Остановка запрещена» или его закрывала фура/листва деревьев/дефекты на самом круге дорожного знака;
-
у водителя есть неоспоримые данные видеорегистратора, доказывающего, что парковка была совершена по всем правилам (поэтому так полезно иметь и включать видеорегистратор, ведущий запись всех совершаемых поездок);
-
водителю два раза пришли штрафные санкции за одно и то же правонарушение.
Жалоба будет тем обстоятельнее, чем более веские доказательства правоты автовладельца будут к ней приложены. Фотографии припаркованной машины и особенно окружающего ее пространства, видеозапись местности и диалога с автоинспектором, показания свидетелей в записи — все эти материалы могут и должны быть по возможности прикреплены к заявлению. Шаги по оспариванию неправомерных действий автоинспекции должны уложиться в десятидневный срок с момента составления протокола и вручения его водителю, а рассматриваться заявление должно не более трех дней с момента его подачи.