Безопасность дорожного движения — категория, несущая в себе огромную смысловую нагрузку, состоящая из многих слагаемых, совокупность которых и составляет данное понятие. Безопасность дорожного движения не может быть достигнута путем обеспечения какого-либо одного ее элемента — все ее составляющие должны быть выполнены и обеспечены. Элементы эти можно назвать следующие:
- Ответственность и осознанность водителей;
- Высокое качестве дорог, их разметки и наличие всех положенных дорожных знаков;
- Добросовестность автоинспекторов;
- Четкое и недвусмысленное правовое регулирование.
Наряду с частными поездками дороги эксплуатируются огромным множеством автомобилей и крупногабаритного транспорта, совершающего коммерческие рейсы и грузоперевозки. В погоне за прибылью и увеличением числа заказов фуры и Камазы несутся по трассам с запредельной скоростью, провоцируя многие дорожно-транспортные происшествия, осложняя и без того сложное взаимодействие автовладельцев друг с другом.
В этом случае ответственность и осознанность водителей как один из элементов безопасности дорожного движения явно «хромает». Здесь на помощь приходят законодательные механизмы регулирования поведения субъектов. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения содержат отличающуюся высоким практическим смыслом норму о необходимости наличия на крупногабаритном коммерческом транспорте тахографа.
Что это за прибор?
Тахограф представляет собой электронное цифровое устройство, которое с помощью специального программного оснащения обеспечивает регистрацию, контроль и учет всех параметров поездки: скорости, достигнутой машиной, продолжительности пути, времени и продолжительности остановок, маршрута. Тахограф — инструмент, широко используемый на территории стран Евросоюза, обязательный для европейских водителей и бизнесменов, и ставший обязательным для российских автолюбителей с 2013-2014 года. Тахограф — инструмент коммерческого назначения. Применяется именно для коммерческого транспорта.
Для личных автомобилей тахограф абсолютно необязателен, поскольку призван прежде всего контролировать степень усталости водителя коммерческих рейсов. Водитель, осуществляющий управление личным транспортом, не связан никакими трудовыми и деловыми связями с автотранспортной и логистической компанией, поэтому его поездки носят частный характер и контроль за своих состоянием осуществляет он сам. Никакой ответственности за коммерческие грузы или жизни пассажиров он не несет, и законодатель не признает такое лицо нуждающимся в дополнительном контроле со стороны.
Поскольку водитель коммерческого транспорта не имеет права совершать рейсы продолжительностью более четырех с половиной часов каждый и девяти часов в совокупности за одни сутки, он обязан быть внимательным к своему состоянию и обеспечивать себе возможность отдыха и восстановления сил. Кроме того, тахограф становится серьезнейшим доказательством при различных следственных мероприятиях при произошедшем ДТП. Автоюристы Екатеринбурга и других российских мегаполисов активно обращаются к данным тахографа для обеспечения защиты своих клиентов при декларируемой ими добросовестности для подтверждения их безупречной трудовой дисциплины.
Тахограф запускается с помощью карт. Существует персональная карта водителя с PIN- кодом, карта предприятия (работодателя), карта техслужбы, занимающейся технической поддержкой работоспособности тахографа и карта проверяющих/контрольных инстанций. Если водители едут в дорогу парой, то обе персональные карты должны быть вставлены в тахограф и активированы.
Тахографы бывают как цифровые, так и аналоговые, хотя приоритет в последнее время формируется за цифровыми приборами, как более точными и современными. Каждый тахограф должен иметь связь со спутниковыми системами GPS или Глонасс. Данные с тахографа хранятся в головном офисе компании как минимум год.
Тахограф сдерживает водителя от поездок на грани его сил и обеспечивает соблюдение работником режима труда. Отсутствие тахографа признается административным правонарушением. К отсутствию карты тахографа и самого прибора приравнивается его неисправность, выключенность, самостоятельная настройка водителем вне помощи специальных техслужб. Каждый тахограф оснащен пломбой, срывать и повреждать которую водитель не вправе — это предохраняет прибор от внесения в него недостоверных сведений, изменений самим недобросовестным водителем.
Штраф за отсутствие тахографа
Если прибор не установлен на коммерческом крупногабаритном грузовом и пассажирском транспорте, то за это ответственность несет не только водитель, но и компания, выпустившая на рейс не оснащенную надлежащим образом машину. Штрафная санкция имеет диапазон от тысячи до трех тысяч рублей для физического лица и от пяти до десяти тысяч рублей — для юридического лица. Если контролирующее лицо выявит нарушение водителем трудового распорядка — с него также возьмут штраф как за нарушение трудовой дисциплины в размере от одной до трех тысяч рублей. Автоюрист в Екатеринбурге поможет освободить Вас от штрафа либо снизить его размер.