В крупных населенных пунктах с плотным дорожным трафиком для бесперебойной работы общественного транспорта выделяются специальные полосы движения. Мы расскажем о санкциях, предусмотренных для обычных участников автомобильного движения в случае выезда на автобусную полосу, о существующих исключениях и типичных ошибках водителей.
Какой штраф установлен в КоАП РФ
Выделенная автобусная полоса — это одна или несколько полос проезжей части, предусмотренная только для движения общественного транспорта.
В административном законодательстве РФ штраф за движение по специальной полосе - 1,5 тыс. рублей. В столице и Санкт-Петербурге действует 100% надбавка, и штраф равен 3 тыс. рублей. Для этих двух мегаполисов повышенная санкция установлена в связи с перегруженностью дорог.
Имеет значение, выехал водитель на прямую полосу движения, или навстречу потоку. Если автомобиль выехал на «встречку», то не важно, какой является полоса. Наказание последует как за движение по встречной на встречную - 5 тыс. руб. Когда нарушение носит повторный характер, последует санкция в виде лишения прав на год.
Когда правила разрешают выезд на автобусную полосу
Самое частое искушение воспользоваться выделенной полосой, когда на дороге возникла пробка. ПДД в этом случае диктуют, что такой манёвр недопустим. Понятие «пробка» не зафиксирована юридически, а по факту она является препятствием для дорожного движения.
Все же в ПДД существуют исключения из правил. В ПДД зафиксировано, пересечение границ обычной и выделенной полосы допустимо, если она отделена прерывистой линией. Такая разметка наносится перед перекрестками для возможности поворота направо.
В этом случае выезд на спец. полосу даже носит обязательный характер. Если автомобилист повернет направо, предварительно не перестроившись в автобусную полосу, он совершит правонарушение. Штраф за него составляет 500 руб. Оно и понятно – если водитель совершает поворот направо не с крайней полосы, это создает опасность для участников движения по автобусной полосе.
Правила предусматривают еще несколько случаев, когда выезд на спецполосу допустим:
- Если существует необходимость высадить или посадить пассажира справа.
- Когда нужно выехать на дорожную часть из пункта отправления (например, из дома или с автомобильной стоянки);
- Движение может быть разрешено в установленные дни (выходные, например). Это допускается с целью разгрузки основного трафика, когда общественный транспорт двигается не так часто и интенсивно. В этом случае должен быть установлен специальный дорожный знак, разрешающий такое движение.
Легковые такси на автобусной полосе
Является ли обычное такси общественным транспортом? С 2020 года установлено, что легковое такси может пользоваться спец.полосами. При соблюдении определенных условий.
- Таксист должен иметь соответствующую лицензию;
- Автомобиль должен иметь специальную расцветку;
- Такси должно быть снабжено шашечками;
- Автомобиль должен иметь таксометр.
В Екатеринбург, кроме перечисленного, автомобили такси должны иметь специальные номера желтого цвета. Такая инициатива выдвинута столичными властями.
Избегайте ошибок
При следовании правилам ПДД автомобилистам нужно учесть, что часто правила нарушают региональные и муниципальные власти.
Наиболее громкие случаи злоупотребления полномочиями зафиксированы в Казани. Камера фиксации движения на одной из улиц была установлена так, что в поле ее видимости не попадала прерывистая разметка, отделяющая «выделенку» от общей полосы. В итоге все водители, пересекавшие ее, получали уведомления о штрафе.
Еще один нюанс. Перечень улиц с выделенным движением должен быть официально утвержден и опубликован. В Казани городские власти «забыли» документ опубликовать в итоге большинство штрафов, назначенных по данным основаниям, были обжалованы, самостоятельно или при помощи авто юриста.
Движение по спецполосам не только может сделать вас беднее на несколько тысяч рублей, но и создают опасность для общественного транспорта. Помните, что все правила дорожного движения созданы для удобства и безопасности его участников.