Оставление места ДТП является административным проступком, который характеризуется проявлением безответственности и недальновидности водителя. Законодатель особенно выделяет две разновидности этого поведения: оставление места ДТП без пострадавших и с наличием таковых.
В последнем случае лицо может подвести самого себя даже под уголовное преследование, поскольку в случаях, когда гражданин не получил никаких повреждений в отношении своего организма, однако стал вовлеченным в серьезную аварию, в результате которой пострадали третьи лица, он обязан оказать им любую посильную помощь для поддержания жизнедеятельности их организма. Посильной (то есть реально осуществимой) является также помощь по остановке попутного автомобиля с просьбой оказать содействие пострадавшим.
Закон определяет дорожно-транспортное происшествие как событие с вовлеченным в него движущимся автомобилем или иным транспортным средством, которое в результате разнообразных причин во время движения получает повреждения и/или становится источником физических страданий у самого водителя и/или третьих лиц.
Повреждения, причиненные автомобилю, городской инфраструктуре, имуществу третьих лиц и самим машинам, ставших участниками ДТП, укладываются в понятие материального ущерба, который определяется экспертным заключением и в случаях с частными лицами — подлежит возмещению со стороны страховых служб. Страховщики имеют право предъявить регрессные требования к зачинщику аварии, что предусмотрено гражданским законодательством нашей страны.
Если не рассматривать случаи, которые могут быть квалифицированы как оставление в опасности, то самым грозным видом санкции за оставление места ДТП согласно действующему КоАП РФ станет лишение водительских прав. Данная санкция может быть применена к лицу на срок до полутора лет.
Права лица после его задержания отбираются сразу, о чем делается соответствующая пометка в протоколе. Лишение прав управления автотранспортным средством за оставление места ДТП может быть оспорено в судебном порядке. Судебного процесса избежать не получится, поскольку данное наказание является одним из самых болезненных для водителя, и детально разбираться с обстоятельствами произошедшего и правомерностью наложения данного вида санкций может исключительно судья в ходе судебного исследования фактических составляющих дела. Срок, отводимый законодателем для подачи своих возражений на действие инспекторов, составляет десять дней.
За оставление места ДТП также предусмотрено наказание в виде административного ареста до пятнадцати дней. Административный арест представляет собой более щадящий вид наказания, чем арест в уголовно-процессуальном праве, но также заключается в изолировании (отделении) лица от остальной части общества и помещении лица в специализированные места заключения.
Если Вам нужна помощь квалифицированного юриста, тогда позвоните нам для получения первичной консультации:
+7 (343) 383-59-64
Автоюристы Екатеринбурга и других российских мегаполисов конкретизируют административно-правовую категорию «обязанности в связи с дорожно-транспортным происшествием» как совокупность следующих действий, которые должны быть надлежащим образом выполнены виновным водителем после возникновения аварийной ситуации:
-
оказать все возможные виды помощи потерпевшим лицам;
-
включить аварийные огни и использовать знак, предупреждающий водителей о наличии помехи на дорожном полотне;
-
вызвать Скорую помощь и автоинспекцию;
-
по возможности не трогать никакие предметы, оставшиеся в результате аварии, не менять их локацию;
-
дождаться автоинспекторов и участвовать в оформлении протокола.
Российское законодательство допускает несколько случаев, когда водитель может отъехать от аварийного места и это не будет ему вменено в квалификацию по статье 12.27 Кодекса. Данные обстоятельства следующие:
-
водитель на собственной машине, которая была вовлечена в ДТП, увез пострадавшее лицо в больницу;
-
водитель отогнал машину с проезжей части, чтобы освободить ее для транспорта;
-
между участниками ДТП, если их не более двух, заключен европротокол, предполагающий мирное и спокойное разрешение возникшей ситуации без привлечения должностных лиц ГИБДД.
И хотя оставление места ДТП представляет собой практически всегда умышленное нарушение действующих правил, автоюристы рекомендуют водителям не спешить принимать на себя всю тяжесть вины. Если водитель находится в шоковом состоянии и уезжает от зоны произошедшего, чтобы немного прийти в себя, он должен взять себя в руки и как можно скорее возвратиться на исходное место, чтобы объясниться с иными участниками ДТП и сотрудниками ГИБДД. Мотивация в этом случае крайне важна: водитель должен постараться доказать органам правопорядка отсутствие у себя злых умыслов на уклонение от оформления протокола и несения ответственности за покрывательство.
Если Вам нужна помощь квалифицированного юриста, тогда позвоните нам для получения первичной консультации:
+7 (343) 383-59-64
Касательно обоюдных договоренностей, когда стороны решают мирно разъехаться, необходимо помнить о важности фиксации достигнутых соглашений. Устная форма крайне ненадежна и нежелательна, поскольку может стать основой для проявления недобросовестности одной из сторон. Автоюристам известны случаи, когда один из участников аварии после принятого на словах решения разъехаться мирно, после непродолжительного отсутствия возвращались на исходное место, вызывали инспектора ГИБДД и требовали оформления протокола. Соответственно второй водитель попадал в большие неприятности и искусственно подводился под статью.
Какая бы авария не произошла, закон не ограничивает граждан в праве самостоятельно вести фото- и видеофиксацию произошедшего и использовать полученные материалы в отстаивании своих законных интересов. Все запечатленные сведения могут быть положены в основу аргументации судебной позиции автолюбителя. Отдельно стоит заметить, что фотографирование и видеосъемка действий сотрудников ДПС также является полностью правомерной, поскольку данные лица находятся при исполнении, а следовательно представляют в данный момент официальную позицию государства и несут бремя публичности и прозрачности своей службы.